Годовой отчет 2013

Основные факторы рисков

Отраслевые риски

По оценке МРСК Центра, в настоящее время ухудшение ситуации в отрасли может быть связано с:

  1. Эксплуатационными (производственными) рисками

    Данные риски связанны c недостаточным финансированием программы ремонта и технического обслуживания и инвестиционной программы, физическим износом, нарушением условий эксплуатации и критическим изменением параметров работы электросетевого оборудования, что может привести к выходу из строя (авариям) электрооборудования и разрушению сооружений.

    Неудовлетворительное состояние оборудования, обусловленное физическим износом и моральным старением, является одной из основных причин возникновения производственных рисков, основными из них являются:

    • некачественное выполнение услуг по передаче электроэнергии;
    • отказы оборудования с частичной либо полной недопоставкой электроэнергии с соответствующими неблагоприятными социальными, экологическими и экономическими последствиями.

    Вероятность выхода электросетевого оборудования (вызванное его повреждениями) из строя в настоящее время находится на среднем уровне, при наступлении рисковых событий последствия для деятельности Общества могут варьироваться от незначительных до средних. С целью минимизации последствий производственных рисков все основные производственные объекты Общества застрахованы. Кроме того, осуществляется целый комплекс мер по обеспечению надежности оборудования и сооружений на должном уровне:

    1. Внедрена и используется автоматизированная система управления производственными активами, призванная оптимизировать процессы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта электросетевых активов, а также упорядочить инвестиционную деятельность.
    2. Для снижения уровня износа проводится модернизация электроэнергетических мощностей на основании внедрения инновационного энергетического оборудования.
    3. Для обеспечения системной надежности разработана и реализуется многолетняя целевая программа надежности.
    4. Проводится тендерный отбор сервисных и снабженческих организаций с целью повышения качества предоставляемых услуг и материалов, ответственности контрагентов и снижению удельных затрат.

    Управление рисками в области соблюдения требований промышленной безопасности Общества обеспечивается соблюдением федерального законодательства в области промышленной безопасности, а также системой производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности

  2. Рисками, связанными с государственным регулированием тарифов на оказываемые услуги

    Передача электроэнергии по распределительным сетям, а также технологическое присоединение к электрическим сетям являются регулируемыми государством видами деятельности. Таким образом, утверждение регулирующими органами уровней тарифов на услуги Общества прямо влияет на величину полученной выручки.

    Правительством Российской Федерации реализуется политика сдерживания роста тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Поэтапное снижение ставок платы за технологическое присоединение предусмотрено планом мероприятий, утвержденным Распоряжением Правительства от 30.06.2013 № 1144-р. Прирост тарифов на услуги по передаче электрической энергии ограничен темпом, устанавливаемым прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год (далее - Прогноз) или определенным сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации, одобренными Правительством. В соответствии с Прогнозом на 2014 год принято решение не индексировать тарифы естественных монополий, в том числе на услуги сетевых организаций, а в последующие годы предусмотреть их индексацию на уровень прошлогоднего роста потребительских цен.

    Кроме того, Федеральным законом от 06.11.2013 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 308-ФЗ) с 01.01.2014 не допускается передача в аренду объектов ЕНЭС территориальным сетевым организациям, за исключением ряда регионов, где велика доля крупных промышленных потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к таким объектам (в зоне ответственности МРСК Центра это относится к Белгородской, Курской, Липецкой и Тамбовской областям). Для таких потребителей до 01.07.2017 вводится отдельный тариф (ВН-1) с учетом поэтапного снижения нагрузки перекрестного субсидирования. Реализация Федерального закона № 308-ФЗ может привести к возникновению «выпадающих доходов» и, как следствие, ухудшению финансового положения и сокращению инвестиционной программы Общества.

    В целях компенсации «выпадающих доходов» сетевых организаций положениями Федерального закона № 308-ФЗ предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии (за исключением потребителей на ВН-1) могут быть увеличены с 1 января 2014 г. не более чем на семь процентов от их уровня по состоянию на 31 декабря 2013 г.

    В соответствии с действующим законодательством, филиалам Общества Брянскэнерго, Курскэнерго, Орелэнерго, Смоленскэнерго и Тверьэнерго в 2013 году был присвоен статус гарантирующих поставщиков (далее - ГП). Помимо оказания услуг по двум основным видам деятельности (передача электроэнергии и технологическое присоединение) вышеуказанные филиалы осуществляют функции ГП с учетом применения в текущем году сбытовых надбавок, установленных для ранее осуществлявших эти функции организаций.

    Действующее законодательство не предусматривает компенсацию «выпадающих доходов», связанных с принятием территориальной сетевой организацией функций ГП, в том же периоде регулирования, в котором был присвоен такой статус.

    Для минимизации рисков применяются следующие меры:

    1. Проводится работа с органами регулирования тарифов субъектов РФ по обеспечению компенсации «выпадающих доходов» сетевых организаций, обусловленных реализацией ФЗ №308-ФЗ, за счет обеспечения дополнительного сверх прогноза Минэкономразвития прироста тарифов по прочим потребителям.
    2. На постоянной основе проводится работа по экономическому обоснованию затрат, включаемых в тарифы, в том числе по включению в тарифы «выпадающих доходов» прошлых периодов.
    3. На постоянной основе проводится работа по экономическому обоснованию затрат, включаемых в тарифы, в том числе по включению в тарифы «выпадающих доходов» прошлых периодов.
    4. Проводится системная работа по сокращению издержек и оптимизации инвестиционной программы.
    5. Совместно с Федеральной службой по тарифам и органами регулирования тарифов субъектов РФ реализуются мероприятия по внесению изменений в действующее законодательство РФ в сфере ценообразования на услуги естественных монополий с целью учета интересов распределительных сетевых компаний при установлении тарифов на розничном рынке.
    6. Проведение переговоров с руководством компаний, которым по итогам конкурсов, проводимых Минэнерго РФ, присвоен статус гарантирующего поставщика, по вопросам:
      • привлечения указанными компаниями кредитных ресурсов с целью покрытия дефицита денежных средств на оплату услуг по передаче электроэнергии МРСК Центра, вызванного кассовыми разрывами в связи с длительным заключением договоров энергоснабжения с потребителями;
      • приема указанными компаниями в штат всех работников, выполняющих в филиалах МРСК Центра энергосбытовые функции, с целью исключения выпадающих доходов Общества.
    7. Организация работы по заключению с крупными потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрическими с целью минимизации возможных рисков неплатежей со стороны компаний, которым по итогам конкурсов, проводимых Минэнерго РФ, присвоен статус гарантирующего поставщика.
  3. Экологическими рисками

    Экологические риски заключаются в возможных вредных выбросах от стационарных установок (применительно к МРСК Центра – незначительны) и транспортных систем. С целью предупреждения возможных негативных влияний на окружающую среду Обществом осуществляется контроль токсичности отработанных газов автотранспорта. В связи с чем указанные риски минимальны, с незначительными последствиями для деятельности Общества в случае реализации.

    Экологические риски также могут быть выражены в возможности протечек трансформаторного масла на подстанциях при условии отсутствия маслоприемных устройств с поверхностными сточными водами в реки и озера, что может привести к загрязнению нефтепродуктами водоемов рыбохозяйственного значения. Вероятность данных рисков оценивается как незначительная, с незначительными последствиями для деятельности Общества.

    Инструментом снижения экологических рисков служит утвержденная Советом директоров Экологическая политика МРСК Центра, цель которой - повышение уровня экологической безопасности за счет обеспечения надежного и экологически безопасного транспорта и распределения энергии, комплексного подхода к использованию природных энергетических ресурсов. В рамках реализации экологической политики большое значение уделяется работе по обращению с отходами различных классов опасности, что значительно снижает риск негативного воздействия токсичных веществ на почву и, как следствие, на здоровье человека.

    Снижению экологических рисков способствует реализация в МРСК Центра многолетней перспективной программы по замене в распределительных сетях 6-10 кВ масляных выключателей на вакуумные и установке реклоузеров, что снижает технологические обороты диэлектрических масел и исключает попадание их в окружающую среду и необходимость несения затрат на утилизацию отработавших масел.

    В ходе реализации мероприятий, предусмотренных перспективной программой технического перевооружения и реконструкции, Обществом осуществляется замена элементов и узлов электрооборудования на современные, конструкция которых обеспечивает высокую экологическую безопасность производства.

  4. Рисками недополучения доходов, связанными с платежной дисциплиной энергосбытовых компаний или снижением уровня энергопотребления

    Основными потребителями услуг МРСК Центра являются сбытовые компании, осуществляющие поставку электрической энергии конечным потребителям. Основным риском является вероятность увеличения дебиторской задолженности в связи с нарушением платежной дисциплины конечных потребителей электрической энергии и необходимость привлечения дополнительных кредитных ресурсов.

    Существует риск недостаточности денежных средств на счетах Общества в связи с наличием временных кассовых разрывов между получением денежных средств от сбытовой компании и необходимостью финансирования текущих операций. Вероятность наступления вышеуказанного риска средняя. Для снижения вероятности данного риска и минимизации последствий его реализации менеджмент осуществляет работу по проведению взвешенной кредитной политики, политики по управлению дебиторской задолженностью, направленной на оптимизацию ее размера и инкассацию долга. Также Обществом проводится претензионно-исковая работа по взысканию просроченной дебиторской задолженности, реализуется политика заключения прямых договоров с потребителями электроэнергии.

    Поскольку на выручку МРСК Центра влияет динамика электропотребления регионов присутствия Общества, существует риск недополучения доходов в связи со снижением потребления электроэнергии отдельными крупными потребителями по отношению к запланированному уровню. В настоящее время вероятность данного риска оценивается как низкая с последствиями для деятельности Общества от средних до критических.

  5. Риском неопределенности предельных объемов оказания услуг по передаче электрической энергии
    Риск неопределенности предельных объемов оказания услуг в настоящее время выражается следующими обстоятельствами:

    – отсутствие в некоторых субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях актуальных планов экономического развития с указанием динамики роста электропотребления на определенный период;

    – вероятность снижения потребления электроэнергии российской экономики в целом в связи с принятием Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 № 261-ФЗ и внедрением социальной нормы потребления;

    – снижение объема потребления электроэнергии российской экономики в случае наступления экономической рецессии/кризиса;

    – снижение потребления электроэнергии в связи со спадом рынков сбыта крупнейших промышленных потребителей;

    – снижение фактической мощности потребителей в связи с изменением графика нагрузки потребления в течение суток (перевод нагрузки на ночные часы без уменьшения объемов потребления).

    Указанные обстоятельства делают невозможным точное прогнозирование объемов инвестиций в отрасль, способных удовлетворить спрос на электрическую энергию в средне- и долгосрочной перспективе.

    Также указанные обстоятельства могут привести к падению доходной составляющей бюджета МРСК Центра в долгосрочной перспективе. В основном данный риск оказывает влияние на выполнение обязательств по оказанию услуг по передаче электроэнергии.

    Вероятность данного риска оценивается как средняя, со средними последствиями для деятельности Общества. Минимизация данного риска осуществляется посредством следующих мероприятий:
    – работа с государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по формированию планов экономического развития региона в средне- и долгосрочной перспективе;
    – диверсификация портфеля услуг Общества.

  6. Рисками, связанными с нехваткой квалифицированных специалистов в отрасли

    В настоящее время сокращается приток в отрасль квалифицированного производственного персонала. При сохранении текущих темпов сокращения притока персонала, Общество может столкнуться с нехваткой квалифицированного производственного персонала в регионах присутствия. Данный риск оценивается как средний в долгосрочном периоде, с последствиями для деятельности Общества от незначительных до средних.

    В целях минимизации вероятности данного риска Обществом проводятся следующие мероприятия:

    – поддержка отраслевых среднеспециальных и высших отраслевых учебных заведений в регионах присутствия, создание и финансовая поддержка программ по подготовке специалистов в области электроэнергетики с последующим гарантированным трудоустройством подготовленных специалистов;
    – реализация программ по повышению мотивации и сокращению объемов текучести персонала, внедрение методов нематериальной мотивации, заключение коллективных договоров.

  7. Рисками, связанными с возможным изменением цен на комплектующие и услуги, используемые МРСК Центра в своей деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность Общества и исполнение обязательств по ценным бумагам
    В процессе деятельности возникают риски повышения цен на комплектующие, оборудование и другие материально-технические ресурсы. Данные риски обусловлены в основном инфляционными процессами и могут быть минимизированы следующими мероприятиями:

    – повышением операционной эффективности на основе реализации программ по снижению производственных издержек (создание конкурентной среды в сфере закупок работ и услуг, оптимизация затрат на ремонтно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство и т.п.);

    – централизация закупочной деятельности (получение «эффекта масштаба» при организации закупочных процедур);

    – повышение в закупках доли оборудования и комплектующих российского производства (снижение зависимости от колебаний курсов валют).

    При текущем темпе инфляционных процессов влияние данных рисков на деятельность Общества является средним при средней вероятности рисков.

  8. Рисками, связанными с возможным изменением цен на услуги МРСК Центра на внешнем рынке и их влияние на деятельность Общества и исполнение обязательств по ценным бумагам

    МРСК Центра не осуществляет и не планирует осуществлять деятельность на внешнем рынке, комплектующие и оборудование за рубежом закупаются в незначительных объемах. Соответственно, вышеуказанные риски не могут оказать существенного влияния на деятельность Общества.

    Риск неисполнения МРСК Центра обязательств перед владельцами эмиссионных ценных бумаг (обыкновенным акциям, биржевым облигациям) вследствие изменения отраслевой конъюнктуры является минимальным.

СТРАНОВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ

Страновые риски

В настоящее время суверенный рейтинг Российской Федерации находится на уровне «BBB+» (в суверенной валюте, Standard & Poor’s), «BBB» (Fitch,) и «Baa1» (Moody's), при этом уровень прогноза «стабильный».

Финансовые проблемы или обостренное восприятие рисков инвестирования в страны с развивающейся экономикой снизили объем иностранных инвестиций в Россию, вызвали отток иностранного капитала и оказали отрицательное воздействие на российскую экономику. Кроме того, российская экономика особо уязвима перед изменениями мировых цен на природный газ и нефть. Остается проблемой и динамика роста цен на потребительскую продукцию в стране. Все эти события могут ограничить доступ МРСК Центра к капиталу и оказать неблагоприятное воздействие на покупательную способность потребителей продукции. Также в настоящее время Правительство Российской Федерации реализует политику сдерживания роста тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, что может привести к недофинансированию инвестиционной программы Общества. Кроме того, в среднесрочной перспективе ожидается изменение законодательной базы в части комплекса мер по решению проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

Вероятность данных рисков оценивается как высокая, с последствиями для деятельности Общества от средних до критических.

В рамках минимизации вышеуказанных рисков МРСК Центра проводит работу по сокращению внутренних издержек и оптимизации инвестиционной программы, проводит взвешенную политику в области привлечения заемных средств.

Политические риски неподконтрольны Обществу из-за их масштаба, но в рамках их минимизации Общество ведет активную работу с вышестоящими и регулирующими организациями в общих интересах развития отрасли.

Региональные риски

МРСК Центра осуществляет свою деятельность на территории Центрального федерального округа РФ, являющегося экономически развитым регионом страны, центром финансовой и политической активности.

В соответствии с Инвестиционным рейтингом регионов России 2012-2013 гг., подготовленным Рейтинговым агентством «Эксперт РА», 7 из 11 регионов, с которыми связана деятельность МРСК Центра, относятся к территориям с умеренным инвестиционными рисками и разнообразным инвестиционным потенциалом, четыре из регионов (Белгородская, Воронежская, Липецкая и Тамбовская области) – к регионам с минимальными инвестиционными рисками.

Региональные риски в деятельности МРСК Центра в основном сводятся к следующим:
– непринятие уполномоченными государственными органами по установлению тарифов части экономически обоснованных расходов, заявленных Обществом для включения в тариф; – снижение потребления электроэнергии крупными промышленными предприятиями регионов.

Данные обстоятельства могут иметь существенное влияние на реализацию масштабной инвестиционной программы Общества, и вероятность их возникновения остается высокой. Для снижения влияния региональных рисков на реализацию инвестиционной программы Общество взаимодействует с государственными органами и иными стейкхолдерами с целью контроля и управления выбором стейкхолдеров в отношении их действий в связи с инвестиционными проектами Общества. Также Обществом проводятся мероприятия по оптимизации финансирования инвестиционной программы за счет сокращения внутренних издержек.

Основным политическим риском в деятельности Общества на региональном уровне является возможная смена руководства регионов с последующим изменением сложившейся модели отношений. Основными последствиями для деятельности Общества при наступлении данных рисков являются: установление уровня региональных тарифов ниже экономически обоснованного уровня, отсутствие поддержки региональными властями интеграции МРСК Центра с муниципальными электросетевыми активами.

В настоящее время вероятность данных рисков оценивается как минимальная, с последствиями для деятельности Общества от незначительных до средних.

В рамках минимизации данных рисков, Общество ведет работу по согласованию долгосрочных программ развития регионов в зонах деятельности филиалов Общества с региональными и местными органами власти, взаимодействует с вышестоящими организациями по вопросам деятельности в регионах.

Риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками в стране и регионах, в которых МРСК Центра зарегистрировано в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность

Вероятность военных конфликтов и введения чрезвычайного положения в стране и в регионах присутствия Общества незначительна. В случае возникновения военных конфликтов Общество несет риски выведения из строя объектов основных средств.

Риски, связанные с географическими особенностями страны и региона, в которых МРСК Центра зарегистрировано в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность, в том числе повышенная опасность стихийных бедствий, возможное прекращение транспортного сообщения в связи с удаленностью и/или труднодоступностью

Географические особенности региона, в котором Общество осуществляет свою деятельность, предполагают риск возникновения стихийных бедствий в осенне-зимний период (ОЗП). Данные риски расцениваются как высокие.

Обществом реализуется комплекс мер по подготовке сетевого комплекса к осенне-зимнему периоду, каждый филиал сертифицируется на готовность к ОЗП. На постоянной основе ведутся работы по снижению временного периода, необходимого для оперативной ликвидации последствий стихии в осенне-зимний период.

Менеджмент в обязательном порядке предоставляет Совету директоров отчет о подготовке к работе в осенне-зимний период, а также отчет об итогах прохождения ОЗП.

Финансовые риски

В процессе деятельности Общество сталкивается с факторами, которые могут привести к дефициту средств для финансирования инвестиционной и операционной деятельности.

Наиболее значимые факторы финансового риска связаны с несовершенством механизмов функционирования розничного рынка электроэнергии и раскрыты в разделе «Отраслевые риски». Тем не менее, существует ряд факторов риска, также потенциально влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Инфляционные риски

Отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность Общества может быть связано с потерями реальной стоимости дебиторской задолженности, увеличением процентов к уплате по заемному капиталу, увеличением стоимости строительства объектов инвестиционной программы.

Существующий в настоящий момент уровень инфляции не оказывает существенного влияния на финансовое положение Общества. В соответствии с планами Центрального банка России по сдерживанию инфляции и ее прогнозными значениями на ближайший период, инфляция не должна оказать существенного влияния на финансовые результаты Общества.

Валютные риски

Неблагоприятное изменение курсов иностранной валюты к рублю может повлиять на показатели операционной и инвестиционной эффективности Общества.

Валютные риски не оказывают значительного воздействия на Общество в связи с тем, что расчеты с контрагентами осуществляются исключительно в валюте Российской Федерации. Тем не менее, учитывая, что номенклатура товаров и оборудования, закупаемых Обществом, содержит импортные составляющие, значительный рост курса валют может привести к удорожанию закупаемой продукции. В этой связи Общество проводит политику, направленную на импортозамещение и заключение долгосрочных соглашений, не предусматривающих рост цены на закупаемую продукцию.

Процентные риски

Динамика изменения ставки рефинансирования Центробанка России отражает состояние макроэкономической ситуации в экономике и оказывает влияние на стоимость привлечения кредитных ресурсов. Повышение ставок по привлекаемым кредитам может привести к незапланированному увеличению расходов по обслуживанию долга Общества.

В целях снижения процентного риска Общество проводит взвешенную кредитную политику, направленную на оптимизацию структуры кредитного портфеля и минимизацию затрат по обслуживанию долга.

Риски ликвидности

Деятельность Общества подвержена влиянию факторов рисков, которые могут привести к снижению ликвидности и финансовой устойчивости Общества. Наиболее значимыми факторами являются перекрестное субсидирование групп потребителей между собой и низкая платежная дисциплина на розничном рынке электроэнергии.

Вследствие реализуемой тарифной политики государства, направленной на сдерживание роста тарифов для населения, увеличивается объем перекрестного субсидирования. Наиболее значимая доля перекрестного субсидирования приходится на крупных потребителей, с которыми заключены договоры «последней мили». Переход крупных промышленных потребителей на прямые договоры с ОАО «ФСК ЕЭС» способствует образованию «выпадающих доходов» Общества.

Низкая платежная дисциплина контрагентов Общества приводит к образованию большого объема дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Основными факторами, повлиявшими на платежную дисциплину, явились разногласия по заявленной мощности при расчетах с энергосбытовыми компаниями, а также нецелевое использование денежных средств за поставленную электроэнергию энергосбытовыми компаниями, лишенными статуса гарантирующих поставщиков.

В результате реализации указанных факторов риска Общество может оказаться не в состоянии выполнить финансовые и другие ограничительные условия, указанные в кредитных договорах. В целях минимизации данного фактора риска Общество осуществляет мониторинг структуры капитала и определяет оптимальные параметры заимствований, а также принимает меры оптимизации структуры оборотного капитала.

Влияние финансовых рисков на показатели финансовой отчетности

Изменение цен на передачу электроэнергии, в первую очередь, скажется на объеме выручки Общества и окажет существенное влияние на чистую прибыль Компании.

Инфляционные процессы, в результате которых происходит удорожание используемых в производстве материалов и сырья, могут оказать существенное влияние и на валюту баланса, с учетом роста кредиторской задолженности и обесценения дебиторской.

Также инфляционные процессы в экономике РФ могут оказать существенное влияние на чистую прибыль МРСК Центра в связи с тем, что возможности Общества по повышению цен на передачу электроэнергии, ограничены ежегодным государственным регулированием, то есть не могут меняться Обществом в зависимости от изменений темпов инфляции и в то же время затраты Компании, которые в основном выражены в рублях, изменяются в соответствии с темпами инфляции. В случае реализации рисков, наибольшим изменениям подвержены следующие показатели финансовой отчетности: выручка, чистая прибыль, размер дебиторской и кредиторской задолженности.

Правовые риски

Правовые риски, в частности, связанные с неоднозначными трактовками норм налогового законодательства, способны привести к некорректному исчислению и уплате налогов, в результате чего могут последовать штрафные санкции со стороны налоговых органов. Для снижения указанных рисков на системной основе ведется работа по легитимному усовершенствованию методологии расчета налоговой базы по различным налогам и контролю их соответствия действующему законодательству.

Кроме того, существуют риски, связанные с изменением законодательства, а также некорректным юридическим оформлением документов и сопровождением деятельности Общества. Для минимизации указанных рисков осуществляемые Обществом операции проходят обязательную предварительную юридическую экспертизу.

Общество подвержено рискам обжалования акционерами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (при совершении таких сделок без надлежащего предварительного одобрения Советом директоров или Общим собранием акционеров, а также одобренные с нарушением установленного порядка).

Для минимизации данных рисков при осуществлении договорной работы в обязательном порядке осуществляется предварительный правовой анализ заключаемых сделок на предмет наличия оснований проведения корпоративных процедур, предусмотренных действующим законодательством и/или уставом Общества. В случае необходимости соответствующие сделки выносятся на рассмотрение компетентных органов управления Общества.

Для минимизации рисков в области взаимоотношений с акционерами (в частности, риск «корпоративного шантажа» со стороны акционеров; риск осуществления недружественно настроенными акционерами действий, направленных на срыв общих собраний акционеров в будущем), ведение реестра акционеров осуществляет профессиональный регистратор – ООО  «Реестр-РН». Общество осуществляет комплекс мер, направленных на информационное взаимодействие с акционерами и полное соблюдение законных прав и интересов последних (раскрытие информации в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, проведение регулярных встреч руководства компаний с акционерами с целью разъяснения актуальных вопросов текущей деятельности, соблюдение корпоративных процедур и внутренних документов).

Учитывая, что МРСК Центра не осуществляет и не планирует осуществлять свою деятельность за пределами Российской Федерации, правовые риски, связанные с деятельностью на внешних рынках, отсутствуют.

Риски, связанные с изменением валютного регулирования

Подверженность Общества рискам, связанным с изменением валютного законодательства, практически минимальна, так как Общество не планирует осуществлять свою деятельность за пределами Российской Федерации, а объем валютных операций является незначительным и неспособен существенным образом повлиять на деятельность.

Риски, связанные с изменением налогового законодательства

Нормативные акты, регулирующие налоговые правоотношения, нередко содержат нечеткие формулировки либо оперируют терминами, не имеющими конкретного легального определения. Также официальные разъяснения налогового законодательства Министерством финансов РФ и Федеральной налоговой службой РФ не всегда бывают представлены в необходимом объеме.

Формирование правил и механизмов подготовки и предоставления налоговой отчетности находятся в компетенции налоговых органов, имеющих право производить доначисление сумм налогов и сборов, начислять суммы пени, налагать значительные штрафы, вследствие чего налоговые риски существенно увеличиваются. Общество в полной мере соблюдает налоговое законодательство, касающееся его деятельности. В связи с изложенным, данный риск оценивается как незначительный.

В случае внесения изменений в действующие порядок и условия налогообложения, Общество намерено планировать свою финансово-хозяйственную деятельность с учетом этих изменений.

Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин

Изменение правил таможенного контроля и пошлин не несет для деятельности Общества никаких рисков, так как Общество не осуществляет и не планирует осуществлять экспорт услуг за пределы Российской Федерации.

Риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности МРСК Центра либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы).

Возможное изменение требований по лицензированию деятельности может привести к увеличению срока подготовки документов, необходимых для получения или продления срока действия лицензии, а также необходимости соответствия поставленным требованиям. Однако данный риск следует считать незначительным, кроме тех случаев, когда для получения или продления лицензии или для осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, будут предусмотрены требования, которым Общество не сможет соответствовать или соответствие которым будет связано с чрезмерными затратами.

В случае изменения требований по лицензированию, Общество примет необходимые меры для получения соответствующих лицензий и разрешений.

Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью МРСК Центра (в том числе по вопросам лицензирования), которые могут негативно сказаться на результатах его деятельности, а также на результаты текущих судебных процессов, в которых участвует Общество.

Возможность изменения судебной практики, связанной с деятельностью Общества (в том числе по вопросам лицензирования), рассматривается как незначительная и не окажет существенного влияния на его деятельность.

В случае внесения изменений в судебную практику по вопросам, связанным с основной деятельностью, Общество намерено планировать свою финансово-хозяйственную деятельность с учетом этих изменений.

Риски, связанные с деятельностью Общества

Риски, связанные с текущими судебными процессами, в которых участвует Общество

В 2013 г. ряд сбытовых компаний, осуществляющих свою деятельность в регионах присутствия МРСК Центра и являющихся потребителями услуг Общества, были лишены статуса гарантирующего поставщика. В связи с неплатежеспособностью в отношении указанных организаций были возбуждены дела о несостоятельности (банкротстве) по заявлениям, как кредиторов, так и самих должников.

В рамках данных дел МРСК Центра заявлены требования о включении в реестр требований кредиторов задолженности сбытовой компании перед Обществом. Однако удовлетворение требований Общества в рамках процедуры банкротства в полном объеме за счет конкурсной массы является маловероятным.

Риски, связанные с отсутствием возможности продлить действие лицензии Общества на ведение определенного вида деятельности либо на использование объектов, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы)

МРСК Центра оценивает риск непродления действия лицензии на ведение определенного вида деятельности либо на использование объектов, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы) как низкий.

Риски, связанные с возможной ответственностью МРСК Центра по долгам третьих лиц, в том числе дочерних обществ Компании, оцениваются как незначительные ввиду отсутствия у Общества обязательств по долгам третьих лиц.

Риски, связанные с возможностью потери потребителей, на оборот с которыми приходится не менее чем 10 процентов общей выручки от продажи продукции (работ, услуг) Общества

Договоры оказания услуг по передаче электрической энергии являются обязательными для сетевых организаций. Поэтому риски, связанные с возможностью потери потребителей, на оборот с которыми приходится не менее чем 10 процентов общей выручки от продажи продукции (работ, услуг) МРСК Центра отсутствуют.

Иные риски, связанные с деятельностью МРСК Центра, свойственные исключительно Обществу, отсутствуют.