Годовой отчет 2013

Модель системы внутреннего контроля и управления рисками

  • Компания реализует трехуровневую систему внутреннего контроля и управления рисками, которая включает превентивный, текущий и последующий контроль.
  • Внутренний контроль и управление рисками осуществляются в соответствии с Политикой внутреннего контроля и Политикой управления рисками МРСК Центра.

Система внутреннего контроля и управления рисками (далее – СВК и УР) Общества – элемент системы корпоративного управления Общества, включающий в себя весь диапазон процедур, методов и механизмов контроля, создаваемых и используемых Советом директоров, ревизионной комиссией, исполнительными органами управления, руководством и всеми работниками Общества, направленных на обеспечение разумных гарантий достижения целей по следующим направлениям:

  • эффективность и результативность организации деятельности;
  • соблюдение требований законодательства, применимых к деятельности Общества, а также требований локальных нормативных актов Общества;
  • предотвращение неправомерных действий работников Общества и третьих лиц в отношении активов Общества;
  • достоверность, полнота и своевременность подготовки всех видов отчетности.

В целях развития СВК и УР в Обществе Советом директоров утверждены нормативные акты:

  • Политика внутреннего контроля (протокол от 03.08.2012 №19/12);
  • Политика управления рисками (протокол от 10.06.2010 №13/10).

Совершенствование СВК и УР осуществляется на всех уровнях управления Общества по следующим направлениям контроля:

Превентивный (предупредительный) контроль в рамках которого осуществляются:

  • построение и оптимизация процессов (направлений деятельности) с выстраиванием минимально необходимых контрольных процедур, разработанных с учетом затрат на их реализацию и эффекта от их внедрения;
  • формализация (регламентация) деятельности – процессы Общества описываются во внутренних документах, участники, их полномочия и ответственность закрепляются документально, идентифицируются контрольные точки и мероприятия;
  • мероприятия по управлению рисками – в Обществе осуществляется мониторинг, идентификация и оценка рисков, разработка и выполнение мероприятий по управлению рисками.

Текущий контроль, в рамках которого осуществляются:

  • выполнение контрольных процедур владельцами процессов (руководителями подразделений) и работниками Общества в рамках выполнения своих основных функциональных обязанностей;
  • контроль достижения количественных и качественных показателей деятельности Общества и отдельных направлений деятельности (мониторинг эффективности текущих процессов). По результатам мониторинга осуществляются корректирующие действия.

Последующий контроль, в рамках которого проводятся:

  • внутренний аудит – осуществляется путем проведения:
    • проверок структурных подразделений, процессов, проектов и направлений деятельности в Обществе;
    • оценки надежности и эффективности функционирования системы внутреннего контроля в Обществе;
    • участия в специальных (служебных) расследованиях по фактам злоупотреблений (мошенничества), причинения Обществу и ДЗО/ВЗО ущерба, нецелевого, неэффективного использования ресурсов;
  • внешний аудит – осуществляется внешним аудитором Общества путем проведения аудита годовой отчетности Общества по РСБУ и оценки состояния системы внутреннего контроля Общества;
  • ревизионные проверки – осуществляются ревизионной комиссией Общества и ДЗО/ВЗО путем контроля за финансово–хозяйственной деятельностью Общества и ДЗО/ВЗО на предмет соответствия законодательству Российской Федерации, Уставу и внутренним документам Общества и ДЗО/ВЗО.

Участниками системы внутреннего контроля являются:

  • Совет директоров Общества и его комитеты (по аудиту и другие).
  • Ревизионная комиссия Общества.
  • Коллегиальный исполнительный орган (Правление) Общества.
  • Единоличный исполнительный орган (генеральный директор) Общества.
  • Коллегиальные консультативно–совещательные органы, создаваемые единоличным исполнительным органом Общества для выполнения конкретных функций (комитеты, комиссии и т.п.).
  • Руководители блоков и структурных подразделений Общества.
  • Работники структурных подразделений Общества, выполняющие контрольные процедуры в силу своих должностных обязанностей.
  • Департамент внутреннего аудита и управления рисками.

Полномочия и ответственность основных участников системы внутреннего контроля:

  1. К компетенции Совета директоров Общества в рамках системы внутреннего контроля относится обеспечение создания, контроль функционирования и определение общей стратегии развития системы внутреннего контроля в Обществе.
  2. К компетенции Ревизионной комиссии Общества относятся:
    • осуществление контроля за финансово–хозяйственной деятельностью Общества;
    • обеспечение наблюдения за соответствием совершаемых Обществом финансово–хозяйственных операций законодательству Российской Федерации и Уставу Общества;
    • осуществление независимой оценки информации о финансовом состоянии Общества;
    • подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах Общества
  3. Комитет по аудиту при Совете директоров Общества в рамках системы внутреннего контроля:
    • обеспечивает процесс отбора аудитора (аудиторов) и их оценку;
    • обеспечивает оценку достоверности финансовой отчетности Общества (включая заключение внешнего аудитора);
    • оценивает заключение внешнего аудитора;
    • оценивает эффективность системы внутреннего контроля, подготавливает предложения по ее совершенствованию.
  4. Правление Общества осуществляет подготовку отчетов о деятельности Общества в области СВК, в том числе рассмотрение и анализ отчетов о состоянии системы внутреннего контроля рисками.
  5. Генеральный директор Общества в рамках системы внутреннего контроля:
    • обеспечивает создание и повседневное функционирование в Обществе эффективной и надежной системы внутреннего контроля
    • выносит на рассмотрение Совета директоров предложения по совершенствованию системы внутреннего контроля.
  6. Руководители блоков и структурных подразделений Общества в рамках системы внутреннего контроля:
    • обеспечивают реализацию принципов системы внутреннего контроля;
    • организуют эффективную контрольную среду курируемых процессов (направлений деятельности);
    • несут ответственность за эффективность достижения операционных целей курируемых процессов (направлений деятельности);
    • обеспечивают регламентацию курируемых процессов (направлений деятельности);
    • проводят оценку курируемых процессов (направлений деятельности) на предмет необходимости их оптимизации для повышения эффективности и соответствия изменяющимся условиям внешней и внутренней среды и организуют разработку предложений по совершенствованию контрольных процедур;
    • обеспечивают устранение выявленных недостатков контрольных процедур и контрольной среды процессов;
    • управляют рисками курируемых процессов (направлений деятельности) и организуют исполнение контрольных процедур.
  7. Работники структурных подразделений Общества, выполняющие контрольные процедуры в силу своих должностных обязанностей:
    • исполняют контрольные процедуры в рамках функционирования системы внутреннего контроля, в соответствии с должностными инструкциями и установленными регламентирующими документами;
    • осуществляют мониторинг выполнения контрольных процедур;
    • осуществляют самооценку эффективности исполняемых контрольных процедур и участвуют в совершенствовании системы внутреннего контроля;
    • обеспечивают своевременное информирование непосредственных руководителей о случаях, когда исполнение контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками по каким–либо причинам стало невозможным и/или требуется изменение дизайна контрольных процедур/мероприятий по управлению рисками в связи с изменением внутренних и /или внешних условий функционирования Общества, в том числе обеспечивают разработку и предоставление на рассмотрение руководству предложений по внедрению контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками в соответствующих областях деятельности.
  8. Департамент внутреннего аудита и управления рисками, осуществляет:
    • 8.1. Превентивный контроль путем выполнения следующих функций:
      • 8.1.1. Внедрение политик, стандартов и процедур по построению системы внутреннего контроля и управления рисками:
        • обеспечение развития и совершенствования системы внутреннего контроля в Обществе, контроль деятельности структурных подразделений и филиалов Общества и ДЗО в области развития и совершенствования системы внутреннего контроля и управления рисками;
        • внедрение единой методологии и регламентация деятельности по построению и совершенствованию риск–ориентированной системы внутреннего контроля, осуществление стандартизации внутреннего аудита в Обществе, организация унификации деятельности ревизионных комиссий ДЗО;
        • координация деятельности по поддержанию и мониторингу целевого состояния системы внутреннего контроля и управления рисками
        • раскрытие информации о состоянии системы внутреннего контроля и управления рисками для внешних пользователей.
      • 8.1.2.Организация управления рисками:
        • организация и координация деятельности по выявлению, оценке и управлению рисками;
        • оценка достаточности и эффективности мероприятий по управлению рисками, контроля выполнения планов мероприятий по управлению рисками;
        • выдача рекомендаций владельцам рисков и менеджменту по вопросам управления рисками, эффективности реализуемых мероприятий;
        • организация рассмотрения и утверждения исполнительными органами управления Общества мероприятий по управлению рисками, стратегии реагирования на внешние угрозы;
        • обеспечение информирования органов управления Общества о результатах управления рисками, тенденциях и состоянии системы управления рисками.
      • 8.1.3. Содействие в построении эффективных процессов, в том числе содействие менеджменту в построении контрольной среды, выработка рекомендаций по описанию и внедрению в процессы контрольных процедур и закрепления ответственности за должностными лицами.
    • 8.2. Текущий контроль путем выполнения следующих функций:
      • 8.2.1. Мониторинг выполнения мероприятий и процедур внутреннего контроля в Обществе;
      • 8.2.2. Проведение дополнительных процедур текущего контроля в ключевых и высокорисковых процессах (финансы, инвестиции, закупки, деятельность по транспорту электроэнергии и технологическому присоединению и т.п.) путем участия в рабочих группах, комиссиях, коллегиальных органах, обеспечение проведения анализа, выдачи заключений и подготовки экспертных мнений (с учетом необходимости соблюдения баланса участия в текущем контроле и соблюдения независимости при проведении последующего контроля);
      • 8.2.3. Организации эффективного взаимодействия и сопровождения деятельности Ревизионной комиссии Общества:
        • организация взаимодействия с Ревизионной комиссией Общества;
        • организационное сопровождение деятельности Ревизионной комиссии Общества;
        • организация разработки корректирующих мероприятий по результатам ревизионных проверок Общества, направленных на устранение недостатков и реализацию рекомендаций, выданных Ревизионной комиссией Общества, контроль за их исполнением.
      • 8.2.4. Взаимодействие с государственными контрольно–надзорными органами по вопросам внутреннего контроля:
        • организация обеспечения выполнения требований государственных контрольных органов к системе внутреннего контроля;
        • обеспечение взаимодействия с государственными контрольно–надзорными органами при осуществлении ими контрольных мероприятий;
        • координация деятельности по разработке корректирующих мероприятий, направленных на устранение недостатков и реализацию рекомендаций и предписаний, выданных государственными контрольно–надзорными органами, контроль за их выполнением;
        • обеспечение мониторинга о проведенных органами контроля (надзора) проверках.
      • 8.2.5. Взаимодействие с внешним аудитором Общества и ДЗО по вопросам оценки эффективности системы внутреннего контроля и управления рисками:
        • оказание содействия и предоставление информации о состоянии системы внутреннего контроля в Обществе и ДЗО;
        • согласование выводов внешних аудиторов о состоянии системы внутреннего контроля и управления рисками;
        • оценка качества работы внешнего аудитора, подготовка заключения по результатам данной оценки и доведение ее до заинтересованных лиц.
      • 8.2.6. Взаимодействие с Комитетом по аудиту при Совете директоров Общества:
        • взаимодействие с Комитетом по аудиту при Совете директоров Общества по вопросам внутреннего контроля и управления рисками, внутреннего аудита;
        • обеспечение максимально эффективной реализации Комитетом по аудиту своих функций: предварительный анализ всех материалов, выносимых на рассмотрение Комитета по аудиту при Совете директоров Общества, на предмет полноты раскрытия и объективности изложения информации;
      • 8.2.7. Подготовка экспертных мнений, заключений и предложений по материалам, выносимым на рассмотрение руководства и органов управления Общества и ДЗО по вопросам, входящим в компетенцию ДВАиУР.
    • 8.3. Последующий контроль путем выполнения следующих функций:
      • 8.3.1. Обеспечение эффективного функционирования внутреннего аудита:
        • планирование, организация и проведение внутренних аудитов структурных подразделений, филиалов, процессов, проектов и направлений деятельности;
        • выработка рекомендаций по повышению эффективности и результативности деятельности, совершенствованию корпоративного управления, эффективности внутренних контролей и процессов управления рисками по результатам внутренних аудитов и оценок;
        • оценка надежности и эффективности функционирования системы внутреннего контроля и управления рисками;
        • участие в специальных (служебных) расследованиях по фактам злоупотреблений (мошенничества), причинения ущерба, нецелевого, неэффективного использования ресурсов;
        • осуществление последующего контроля и контроля реализации корректирующих мероприятий по итогам внутреннего аудита;
        • обеспечение информирования органов управления о результатах аудита и состоянии системы внутреннего контроля и управления рисками, основных тенденциях и изменениях в деятельности, представление предложений по повышению эффективности деятельности;
      • 8.3.2. Организация и координация деятельности ревизионных комиссий ДЗО, а также осуществление пост–контроля и контроля устранений ДЗО нарушений и недостатков, выявленных в ходе ревизионных проверок, исполнения рекомендаций и предписаний ревизионных комиссий.