Годовой отчет 2013

Информационные технологии, автоматизация и телекоммуникации

В настоящее время электроэнергетическая отрасль является одной из наиболее сложных и развитых отраслей с точки зрения применяемых ИТ-решений. Большинство процессов, касающихся основной деятельности сетевой компании, автоматизированы. Оперативно-технологическое управление распределительными сетями в Компании осуществляется с помощью автоматизированных систем, которые позволяют Компании значительно повысить оперативность управления работой, а значит, сократить время ликвидации технологических нарушений и повысить надежность электроснабжения потребителей.

В 2012 г. Совет директоров Компании утвердил Стратегию МРСК Центра в области информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций на период до 2016 г. В рамках данной стратегии определена основная цель развития информационных технологий и телекоммуникаций (далее – ИТТ): обеспечение эффективного ИТТ-инструментария для качественного выполнения бизнес-функций.

Для реализации стратегии в Обществе был разработан план мероприятий, который ежегодно актуализируется. В данный план включаются основные проекты по развитию ИТТ. С учетом данного плана мероприятий МРСК Центра продолжила реализацию проектов по развитию информационных технологий, автоматизации бизнес-процессов.

Автоматизированные системы технологического управления, оперативно–технологическое управление

Оперативно-технологическое управление распределительным электросетевым комплексом осуществляется из Центров управления сетями (далее – ЦУС), функционирующих в каждом филиале МРСК Центра. ЦУС оснащены необходимыми для осуществления функций по управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электросетевого хозяйства программно-техническими комплексами, информацион- но-технологическими системами, что обеспечивает возможность оперативного реагирования на отклонение параметров технологического режима работы оборудования и своевременного принятия мер по предотвращению (ликвидации) аварийных ситуаций в электросетевом комплексе.

В 2013 г. деятельность МРСК Центра по развитию автоматизированных систем технологического управления была направлена на выполнение программ повышения наблюдаемости и управляемости объектами распределительных сетей и Программы инновационного развития Компании будущих лет.

В результате проведенной работы в МРСК Центра было телемеханизировано 42 подстанции 110 кВ, 31 подстанция 35 кВ, 2 распределительных пункта 10(6 кВ.

В 2013 г. Компания продолжила работы по тиражированию систем DMS/OMS (система управления распределительными сетями/система управления отключениями) в 10 филиалах (за исключением филиала Белгородэнерго): поставлены АРМы для диспетчеров ЦУС и 2 РДП РЭС каждого из 10 филиалов.

В 2014 г. Компания планирует телемеханизировать 33 подстанций 110 кВ. Кроме того, в 2014 г. должны быть выполнены пусконаладочные работы систем OMS/DMS на 10 ЦУС и 20 РДП РЭС.

В 2013 г. в рамках проводимой работы по повышению наблюдаемости и управляемости объектами распределительного электросетевого комплекса, в соответствии с утвержденными программами модернизации и расширения систем сбора и передачи информации с объектов МРСК Центра, в филиалах Компании были простроены волоконно-оптические линии связи (далее – ВОЛС) протяженностью 768 км, с помощью которых обеспечивается передача технологической информации на все уровни принятия решений. Такая технология применяется для организации каналов связи и передачи телеметрической информации с объектов управления в ЦУС филиалов Общества и соответствующие диспетчерские центры ОАО «СО ЕЭС», необходимой для управления режимами Единой энергетической системы.

Несмотря на дороговизну и продолжительный срок строительства ВОЛС, они остаются наиболее надежными и обладают наибольшей пропускной способностью по сравнению с остальными техническими решениями по организации каналов связи, в связи с чем являются наиболее предпочтительными для применения в качестве основных каналов связи.

Также в 2013 г. были продолжены работы по оснащению подстанций спутниковой связью. Чаще всего спутниковые каналы используются как резервные каналы связи и передачи данных для подстанций 35 и 110 кВ.

В отчетном году Компания выполнила определенный объем работ по модернизации и дооснащению радиосвязью подразделений оперативно-технологического управления в филиалах Воронежэнерго и Тверьэнерго (ЦУС-РДП-ПС-ОВБ), по внедрению системы цифровой диспетчерской радиосвязи на основе современного цифрового радиооборудования с интеграцией в существующую транспортную систему передачи данных предприятий. Эта система позволяет МРСК Центра перейти на качественно новое управление аварийными и эксплуатационными бригадами.

В 2013 г. проводилась модернизация ВЧ–каналов связи в филиалах МРСК Центра посредством замены аналогового оборудования на цифровое. Большинство ВЧ-каналов связи находится в собственности филиалов Компании (порядка 98 %).

В рамках реализации программы перспективного развития систем учета электрической энергии (ППРСУЭ) в 2013 г. в восьми филиалах Компании (Белгородэнерго, Воронежэнерго, Курскэнерго, Костромаэнерго, Орелэнерго, Липецкэнерго, Тамбовэнерго, Ярэнерго) в настоящий момент завершаются пусконаладочные работы для организации получения данных с приборов учета, установленных на объектах МРСК Центра, в соответствующее программное обеспечение (ПО) «Энфорс». По итогам завершения работ в рамках заключенных договоров к концу 2014 г. в ПО «Энфорс» предполагается передача данных более чем с 50 000 счетчиков, устанавливаемых в филиалах в рамках ППРСУЭ 2013-2014 гг., а также реализация возможности получения данных в указанное программное обеспечение с приборов учета, установленных в рамках Программы перспективного развития предыдущих лет.

Информационные технологии и телекоммуникации

В рамках реализации Стратегии ИТТ в 2013 г. были реализованы следующие мероприятия.

По направлению автоматизации бизнес–процессов:

  • Введена в промышленную эксплуатацию подсистема «Управление услугами по передаче электрической энергии на базе SAP IS–U» в части обмена данными с участниками розничного рынка электроэнергии.
  • Реализован проект по развитию автоматизации процессов предоставления Компанией дополнительных услуг. Реализация данного проекта позволила улучшить качество предоставляемых услуг.
  • Реализован проект по автоматизации процесса планирования потребностей в товарах работах и услугах на базе программного обеспечения SAP.
  • Открыт проект по разработке единого каталога ИТТ–услуг, в рамках которого был сформирован подход к выделению и именованию ИТТ–услуг, определена целевая структура каталога и целевой перечень ИТТ–услуг, разработан шаблон карточки услуги и формализован процесс управления каталогом ИТТ–услуг.
  • Разработана и введена в промышленную эксплуатацию Корпоративная автоматизированная система управления нормативной документацией, обеспечивающая подготовку, сбор, актуализацию, предоставление и хранение документов системы менеджмента качества.

В рамках развития ИТ–инфраструктуры:

  • Реализована отказоустойчивая схема доступа к централизованным ресурсам из сети Интернет.
  • Организована защита канала обмена выписками Казначейства посредством шифрования почты цифровыми сертификатами.
  • Проведена модернизация аппаратной части виртуальной платформы – увеличение объема оперативной памяти на физических серверах в 2 раза – до 96гиг/сервер, увеличение объема дисковых систем.
  • Введена в промышленную эксплуатацию корпоративная автоматизированная система учета оборудования и программного обеспечения Inventory, содержащая информацию о 45 тыс. единиц средств вычислительной техники.